Что такое тормозная система?
Любая тормозная система состоит из управляющего устройства, тормозного привода и тормозных механизмов.
Управляющее устройство — устройство, задающее работу и управление тормозной системой. Оно содержит органы управления и срабатывает от:
- непосредственного воздействия водителя ногой или рукой;
- изменения давления в соединительном трубопроводе или электрического тока в кабеле между тягачом и прицепом (полуприцепом);
- инерции транспортного средства или его массы.
Тормозной привод — передаёт энергию, распределяемую управляющим устройством; соединяет управляющее и энергоснабжающее устройства с тормозными механизмами. Он может быть механического, гидравлического, пневматического, электрического или комбинированного типа.
Тормозной механизм — устройство, подводящее к колесу момент, который вызывает силы в контакте колеса с опорной поверхностью, противодействующие движению автомобиля.
Тормозные системы атомобиля предназначены для:
- снижения скорости движения автомобиля;
- обеспечения полной остановки автомобиля;
- удержания автомобиля в неподвижном состоянии во время стоянки.
В соответствии с национальными и международными регламентирующими документами принято выделять следующие типы тормозных систем:
- рабочая тормозная система;
- запасная тормозная система;
- стояночная тормозная система;
- вспомогательная тормозная система;
Рабочая тормозная система должна позволять водителю замедлять автомобиль с различной интенсивностью, снижать скорость движения и останавливать его в обычном режиме эксплуатации.
Запасная тормозная система позволяет водителю уменьшать скорость движения с различной интенсивностью и останавливать его при неисправности рабочей тормозной системы.
Стояночная тормозная система позволяет удерживать автомобиль в неподвижном состоянии на наклонной поверхности и при отсутствии водителя.
Вспомогательная тормозная система (замедлитель) позволяет водителю поддерживать скорость движения автомобиля или уменьшать её на протяжённых дорожных спусках; применяется на грузовых автомобилях и автобусах.
Физические силы в тормозной системе
На действующую тормозную систему действуют множество сил. Мы перечислим все основные силы и моменты, участвующие в расчетах тормозных систем. Теперь язык специалистов будет Вам более понятен.
Сила управления — сила, воздействующая на управляющее устройство.
Приводная сила — сила, которая воздействует на тормозную колодку с накладкой и вызывает, вследствие возникающего трения, тормозную силу.
Тормозной момент — момент, создаваемый силами трения между вращающимся барабаном или диском и накладкой относительно центра вращения колеса.
Тормозная сила — сила, приложенная со стороны дорожной поверхности к колесу или мосту в плоскости их контакта и противодействующая движению автомобиля.
Суммарная тормозная сила — сумма тормозных сил отдельных мостов автомобиля, находящихся в контакте с дорожной поверхностью, суммирующая силы на всех мостах автомобиля.
Коэффициент распределения тормозных сил — отношение тормозной силы заднего моста к тормозной силе переднего моста.
Показатель соотношения тормозных сил — отношение тормозной силы заднего моста к суммарной тормозной силе .
Коэффициент эффективности тормозного механизма — отношение суммарной силы трения колодок тормозного механизма к суммарной приводной силе.
Показатели торможения
По этим показателям строится оценка эффективности работы конкретной системы любого автомобиля.
Время торможения — время от начала приложения силы к органу управления тормозной системы до прекращения действия тормозной силы.
Тормозной путь — расстояние, проходимое автомобилем в течение времени торможения. Если под окончанием времени торможения понимается момент полной остановки автомобиля, то речь идёт о «тормозном пути до полной остановки».
Остановочный путь — проходимый автомобилем путь с момента возникновения необходимости затормозить до прекращения действия тормозной силы.
Замедление при торможении — производная от скорости движения автомобиля при торможении.
Относительное замедление или коэффициент торможения автомобиля — отношение замедления при торможении к ускорению свободного падения.
Удельная тормозная сила — отношение тормозной силы к весу автомобиля.