Проверка трубопроводов и соединений
Для бесперебойной работы тормозной системы внимательно проверяйте состояние металлических трубопроводов и мягких патрубков. Металлические трубопроводы должны быть без забоин, царапин, потертостей, очагов коррозии. Пластиковые или резиновые шланги должны быть расположены вдали от острых кромок, которые могут их повредить. Тормозные шланги должны быть без видимых трещин на наружной оболочке и следов перетираний. На оболочки шлангов резиновые, то на них не должны попадать смазки и минеральные масла. Сильно нажмите на педаль тормоза. На шлангах при этом не должны возникать вздутия, свидетельствующие об их засоре и разрушении.
Все скобы и хомуты крепления трубопроводов должны быть в целости и надежно затянуты — ослабление крепления или разрушение скоб приводит к вибрации трубопроводов и их поломкам. Недопустима утечка тормозной жидкости из соединений шлангов и патрубков.
Обнаруженные неисправности устраните, заменяя поврежденные детали новыми.
Гибкие шланги, независимо от их состояния, во избежания внезапных разрывов заменяйте новыми после 125000 км пробега или после пяти лет эксплуатации автомобиля.
Проверка работоспособности вакуумного усилителя
Нажмите 5-6 раз на педаль тормоза при неработающем двигателе, чтобы создать в полостях одинаковое давление, близкое к атмосферному. Одновременно по усилию, прикладываемому к педали, определите вероятность заедания корпуса клапана.
Удерживая педаль тормоза в нажатом положении, запустите двигатель. При исправном вакуумном усилителе педаль тормоза после запуска двигателя должна «уйти вперед». Если педаль не «уходит вперед», проверьте крепление наконечника шланга, состояние и крепление фланца наконечника в усилителе, шланга к наконечнику и штуцеру впускной трубы двигателя. Ослабление крепления или их повреждение резко снижает разрежение в полости А и эффективность работы усилителя.
Регулировка привода тормозов
Свободный ход педали тормоза при неработающем двигателе должен составлять 3-5 мм. Регулировка осуществляется только при неработающем двигателе перемещением выключателя 2 (рис. 6-8) стоп-сигнала при отпущенных гайках 3. Выключатель установите так, чтобы его буфер 4 упирался в упор педали, а свободный ход педали равнялся 3-5 мм. В этом положении выключателя затяните гайки 3.
Если выключатель стоп-сигнала излишне приближен к педали, то она не возвращается в исходное положение. При этом клапан 9 (см. рис. 6-7), прижимаясь к корпусу 22, разобщает полости А и Е, что ведет к неполному растормаживанию колес при отпущенной педали. Если перемещением выключателя стоп-сигнала не удается устранить неполное растормаживание, то отсоедините от вакуумного усилителя главный цилиндр привода тормозов и проверьте выступание регулировочного болта 28 относительно плоскости крепления фланца главного цилиндра, которое должно быть в пределах 1,25 0 2 мм. Этот размер можно установить, придерживая специальным ключом конец штока, а другим ключом завертывая или отвертывая болт 28.
Регулировка стояночной тормозной системы
Если стояночная тормозная система не удерживает автомобиль на уклоне до 30% при перемещении рычага на 4-5 зубцов сектора, отрегулируйте систему. Для этого:
поднимите рычаг 2 (см рис. 6-6) привода стояночного тормоза на 1-2 зуба сектора;
ослабьте контргайку натяжного устройства и, завертывая регулировочную гайку 9, натяните трос;
проверьте полный ход рычага 2, который должен быть 4-5 зубцов по сектору, затем затяните контргайку.
Выполнив несколько торможений, убедитесь, что ход рычага не изменился, а колеса вращаются свободно (без прихватывания при полностью опущенном рычаге 2).
Проверка работоспособности регулятора давления на автомобиле
Установите автомобиль на ровную площадку, поднимите капот и очистите регулятор давления от грязи.
Внешним осмотром убедитесь, что регулятор давления не имеет повреждений, отсутствует подтекание тормозной жидкости, заглушка 13 (см. рис. 6-2) утоплена в отверстие корпуса на 1-2 мм.
Попросите помощника нажать на педаль тормоза, а сами вставьте стержень диаметром 6-8 мм в гнездо защитного колпачка и нажмите на торец поршня. (Стержень не должен иметь острых кромок, чтобы не повредить защитный резиновый колпачок). При нажатии на педаль поршень 3 (см. рис. 6-2) должен выдвигаться из корпуса на 1,75-2,5 мм, что будет ощущаться пальцами руки, удерживающей стержень.
Если ход поршня в корпусе регулятора давления не ощущается, это свидетельствует о неисправности регулятора, который необходимо заменить.
Удаление воздуха из гидропривода
Прокачка тормозов необходима для удаления воздуха из гидравлического привода, снижающего эффективность рабочей тормозной системы. Воздух может попасть в гидропривод вследствие разгерметизации системы при ремонте отдельных узлов или при замене тормозной жидкости. На наличие воздуха в приводе тормозов указывает увеличенный ход педали тормоза и ее «мягкость».
Перед удалением воздуха из тормозной системы убедитесь в герметичности всех узлов привода тормозов и их соединений, очистите крышку и поверхность вокруг крышки бачка, заполните бачок жидкостью «Томь» или «Роса» до нижней кромки заливной горловины. Не рекомендуется применять уже использованную жидкость, так как она насыщена воздухом, имеет много влаги и может быть загрязнена. Затем очистите штуцеры для удаления воздуха и снимите с них защитные колпачки.
Воздух из системы удаляют сначала из одного контура, начиная с колесных цилиндров задних тормозов.
Наденьте на головку штуцера 1 (рис. 6-9) резиновый шланг 2 для слива жидкости, а его свободный конец опустите в прозрачную емкость 3, частично заполненный жидкостью.
Резко нажав на педаль тормоза 3-5 раз с интервалами 2-3 с, отверните на 1/2-3/4 оборота штуцер при нажатой педали. Продолжая нажимать на педаль, вытесните находящуюся в системе жидкость вместе с воздухом через шланг в емкость. После того, как педаль тормоза достигнет переднего крайнего положения и истечение жидкости прекратится, заверните штуцер до отказа, удерживая педаль в нажатом положении. Повторяйте эту операцию до тех пор, пока не прекратится выход пузырьков из шланга. После этого снимите шланг, протрите насухо штуцер и наденьте защитный колпачок.
Повторите операцию на втором колесе этого же контура, а затем последовательно на обоих колесах другого контура.
При удалении воздуха следите за наличием жидкости в бачке, не допуская обнажения его дна, так как при этом в систему вновь попадет воздух.
При отсутствии в приводе тормозов воздуха педаль тормоза должна проходить примерно 1/2 своего хода при работающем двигателе.
Чтобы исключить влияние вакуумного усилителя на прокачку тормозов, удаление воздуха проводите при неработающем двигателе.
Если в гидравлическом приводе отсутствует тормозная жидкость, то:
отверните на 1.5-2 оборота штуцеры на цилиндрах всех колес;
резко нажимая на педаль тормоза и плавно отпуская ее, завертывайте штуцеры по мере вытекания из них жидкости. Затем прокачайте систему.
Замена тормозной жидкости
Для того, чтобы в систему гидропривода при замене тормозной жидкости не попал воздух и затрачивалось минимальное количество времени на эту операцию, придерживайтесь следующих правил.
Действуйте в том же порядке, как и при прокачке тормозов, но используйте шланг со стеклянной трубкой на конце, которую опустите в емкость с тормозной жидкостью.
Нажимая на педаль тормоза, выкачивайте старую тормозную жидкость до тех пор, пока в трубке не покажется новая жидкость. После этого выполните два полных хода педалью тормоза и, удерживая ее в нажатом положении, заверните штуцер. При прокачке следите за уровнем тормозной жидкости в бачке и своевременно доливайте жидкость до максимального уровня.
Повторите такую же операцию на каждом рабочем цилиндре в том же порядке, как и при прокачке. Затем наполните бачок до максимального уровня и проверьте работу тормозов на ходу автомобиля.