Проверка трубопроводов и соединений

Для бесперебойной работы тормозной системы внимательно проверяйте состояние металлических трубопроводов и мягких патрубков. Металлические трубопроводы должны быть без за­боин, царапин, потертостей, очагов коррозии. Пластиковые или резиновые шланги должны быть расположены вдали от острых кро­мок, которые могут их повредить. Тормозные шланги должны быть без видимых тре­щин на наружной оболочке и следов перетираний. На оболочки шлангов резиновые, то на них не должны попадать смазки и ми­неральные масла. Сильно нажмите на пе­даль тормоза. На шлангах при этом не должны возникать взду­тия, свидетельствующие об их засоре и разрушении.

ap_racingВсе скобы и хомуты крепления трубопроводов должны быть в целости и надежно затянуты — ослабление крепления или разрушение скоб приводит к вибрации трубопрово­дов и их поломкам. Недопустима утечка тормозной жидкости из соединений шлан­гов и патрубков.

Обнаруженные неисправности устраните, заменяя поврежденные детали новыми.

Гибкие шланги, независимо от их состояния, во избежания внезапных разрывов заменяйте новыми по­сле 125000 км пробега или после пяти лет эксплуата­ции автомобиля.

Проверка работоспособности вакуумного усилителя

Нажмите 5-6 раз на педаль тормоза при неработаю­щем двигателе, чтобы создать в полостях одинаковое давление, близкое к атмосферному. Од­новременно по усилию, прикладываемому к педали, определите вероятность заедания корпуса клапана.

Удерживая педаль тормоза в нажатом положении, запустите двигатель. При исправном вакуумном уси­лителе педаль тормоза после запуска двигателя долж­на «уйти вперед». Если педаль не «уходит вперед», проверьте крепление наконечника шланга, состояние и крепление фланца наконечника в усилителе, шлан­га к наконечнику и штуцеру впускной трубы двигате­ля. Ослабление крепления или их повреждение резко снижает разрежение в полости А и эффективность ра­боты усилителя.

Регулировка привода тормозов

Свободный ход педали тормоза при неработающем двигателе должен составлять 3-5 мм. Регулировка осу­ществляется только при неработающем двигателе пе­ремещением выключателя 2 (рис. 6-8) стоп-сигнала при отпущенных гайках 3. Выключатель установите так, чтобы его буфер 4 упирался в упор педали, а свобод­ный ход педали равнялся 3-5 мм. В этом положении выключателя затяните гайки 3.

Если выключатель стоп-сигнала излишне прибли­жен к педали, то она не возвращается в исходное по­ложение. При этом клапан 9 (см. рис. 6-7), прижимаясь к корпусу 22, разобщает полости А и Е, что ведет к неполному растормаживанию колес при отпущенной педали. Если перемещением выключателя стоп-сигна­ла не удается устранить неполное растормаживание, то отсоедините от вакуумного усилителя главный цилиндр привода тормозов и проверьте выступание регулиро­вочного болта 28 относительно плоскости крепления фланца главного цилиндра, которое должно быть в пре­делах 1,25 0 2 мм. Этот размер можно установить, при­держивая специальным ключом конец штока, а дру­гим ключом завертывая или отвертывая болт 28.

Регулировка стояночной тормозной системы

Если стояночная тормозная система не удержива­ет автомобиль на уклоне до 30% при перемещении рычага на 4-5 зубцов сектора, отрегулируйте систему. Для этого:

поднимите рычаг 2 (см рис. 6-6) привода стояноч­ного тормоза на 1-2 зуба сектора;

ослабьте контргайку натяжного устройства и, за­вертывая регулировочную гайку 9, натяните трос;

проверьте полный ход рычага 2, который должен быть 4-5 зубцов по сектору, затем затяните контргайку.

Выполнив несколько торможений, убедитесь, что ход рычага не изменился, а колеса вращаются свободно (без прихватывания при полностью опущенном рычаге 2).

Проверка работоспособности регулятора давления на автомобиле

Установите автомобиль на ровную площадку, под­нимите капот и очистите регулятор давления от грязи.

Внешним осмотром убедитесь, что регулятор дав­ления не имеет повреждений, отсутствует подтекание тормозной жидкости, заглушка 13 (см. рис. 6-2) утоп­лена в отверстие корпуса на 1-2 мм.

Попросите помощника нажать на педаль тормоза, а сами вставьте стержень диаметром 6-8 мм в гнездо защитного колпачка и нажмите на торец поршня. (Стержень не должен иметь острых кромок, чтобы не повредить защитный резиновый колпачок). При на­жатии на педаль поршень 3 (см. рис. 6-2) должен вы­двигаться из корпуса на 1,75-2,5 мм, что будет ощу­щаться пальцами руки, удерживающей стержень.

Если ход поршня в корпусе регулятора давления не ощущается, это свидетельствует о неисправности регулятора, который необходимо заменить.

Удаление воздуха из гидропривода

Прокачка тормозов необходима для удаления воз­духа из гидравлического привода, снижающего эф­фективность рабочей тормозной системы. Воздух мо­жет попасть в гидропривод вследствие разгерметиза­ции системы при ремонте отдельных узлов или при замене тормозной жидкости. На наличие воздуха в при­воде тормозов указывает увеличенный ход педали тор­моза и ее «мягкость».

Перед удалением воздуха из тормозной системы убедитесь в герметичности всех узлов привода тормо­зов и их соединений, очистите крышку и поверхность вокруг крышки бачка, заполните бачок жидкостью «Томь» или «Роса» до нижней кромки заливной гор­ловины. Не рекомендуется применять уже использо­ванную жидкость, так как она насыщена воздухом, имеет много влаги и может быть загрязнена. Затем очи­стите штуцеры для удаления воздуха и снимите с них защитные колпачки.

Воздух из системы удаляют сначала из одного конту­ра, начиная с колесных цилиндров задних тормозов.

Наденьте на головку штуцера 1 (рис. 6-9) резино­вый шланг 2 для слива жидкости, а его свободный конец опустите в прозрачную емкость 3, частично за­полненный жидкостью.

Резко нажав на педаль тормоза 3-5 раз с интервалами 2-3 с, отверните на 1/2-3/4 оборота штуцер при нажа­той педали. Продолжая нажимать на педаль, вытесните находящуюся в системе жидкость вместе с воздухом че­рез шланг в емкость. После того, как педаль тормоза достигнет переднего крайнего положения и истечение жидкости прекратится, заверните штуцер до отказа, удерживая педаль в нажатом положении. Повторяйте эту операцию до тех пор, пока не прекратится выход пу­зырьков из шланга. После этого снимите шланг, про­трите насухо штуцер и наденьте защитный колпачок.

Повторите операцию на втором колесе этого же контура, а затем последовательно на обоих колесах другого контура.

При удалении воздуха следите за наличием жидко­сти в бачке, не допуская обнажения его дна, так как при этом в систему вновь попадет воздух.

При отсутствии в приводе тормозов воздуха педаль тормоза должна проходить примерно 1/2 своего хода при работающем двигателе.

Чтобы исключить влияние вакуумного усилителя на прокачку тормозов, удаление воздуха проводите при неработающем двигателе.

Если в гидравлическом приводе отсутствует тор­мозная жидкость, то:

отверните на 1.5-2 оборота штуцеры на цилиндрах всех колес;

резко нажимая на педаль тормоза и плавно отпус­кая ее, завертывайте штуцеры по мере вытекания из них жидкости. Затем прокачайте систему.

Замена тормозной жидкости

Для того, чтобы в систему гидропривода при заме­не тормозной жидкости не попал воздух и затрачива­лось минимальное количество времени на эту опера­цию, придерживайтесь следующих правил.

Действуйте в том же порядке, как и при прокачке тормозов, но используйте шланг со стеклянной труб­кой на конце, которую опустите в емкость с тормоз­ной жидкостью.

Нажимая на педаль тормоза, выкачивайте старую тор­мозную жидкость до тех пор, пока в трубке не покажет­ся новая жидкость. После этого выполните два полных хода педалью тормоза и, удерживая ее в нажатом поло­жении, заверните штуцер. При прокачке следите за уров­нем тормозной жидкости в бачке и своевременно доли­вайте жидкость до максимального уровня.

Повторите такую же операцию на каждом рабочем цилиндре в том же порядке, как и при прокачке. За­тем наполните бачок до максимального уровня и про­верьте работу тормозов на ходу автомобиля.